Как сделать обучение в магистратуре максимально комфортным
Поговорили со студентами магистратуры второго курса о сложностях, которые возникали у них во время учебы, и получили несколько полезных советов.
  • Маргарита Лазарева
    студентка второго курса программы «Разработка программного обеспечения/ Software Engineering»
Основная проблема, с которой пришлось столкнуться, — неуменение отдыхать. В начале первого семестра магистратуры казалось, что с тем объемом работы, с которым приходится справляться ежедневно, невозможно отвлекаться на что-то другое. Было страшно потерять фокус, поэтому я запрещала себе выходить гулять, выделять час на свои хобби и другие занятия. Конечно же, так делать не стоит: постоянная концентрация только на учебе приводит к низкой продуктивности, потере мотивации и нежеланию вставать по утрам. Вывод: отдых необходим. Это может быть как каждодневные час-два занятия вещами важными лично для тебя, так и отдельно выделенный под это выходной.

Второе, о чем не стоит забывать, — спрашивать то, что не понятно и в чем ты не смог самостоятельно разобраться, — норма. Это касается как вопросов на лекциях, так и вопросов по домашнему заданию. На лекциях это может быть особенно страшно, ведь для этого надо поднять руку и громко и четко произнести свой вопрос. Однако нужно всегда помнить: глупых вопросов не бывает. Поэтому если тебе в голову пришел вопрос — лучше задать его сейчас, а не закопаться в него по возвращении домой. Во-первых, таких вопросов может накопиться много и все их нельзя будет запомнить и грамотно обработать. Во-вторых, дома уйдет гораздо больше времени на поиск ответа. Это время можно потратить на домашние задания или отдых. Если задать вопрос на лекции все же не получилось, то можно сделать это после лекции или онлайн. Когда же дело касается домашних заданий, можно действовать по простому правилу: если по истечении 15 минут честных попыток решить возникшую проблему не получилось, то надо обращаться за помощью. Возникновение такой ситуации скорее всего значит, что ты не знаешь чего-то, что помогло бы справиться с этой проблемой, следовательно, знающие люди смогут направить и подсказать, что и где нужно посмотреть. Не нужно бояться того, что твои вопросы кого-то очень сильно отвлекут: скорее всего это твое личное заблуждение.
  • Елизавета Алексеевская
    студентка второго курса программы «Биоинформатика и системная биология»
У меня немного специфический опыт, так как между окончанием специалитета по биохимии и поступлением в магистратуру прошло 11 лет. Поэтому, думаю, что для современных выпускников мой опыт, возможно, не будет актуален, но, быть может, пригодится тем, кто, как и я, решил скорректировать траекторию своего карьерного пути.

Совет 1. Ищи дополнительную информацию / Лекции недостаточно
Так как мое первое обучение проходило в то время, когда компьютеры еще не были так активно вовлечены в образовательный процесс, мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что можно…"гуглить". Поначалу я пыталась реализовать привычный ранее формат, «вот лекция, вот учебник, вот я». С учетом большой нагрузки в первом семестре, а также факта освоения новой для меня области, такой подход, конечно же, оказался неэффективным, а период осознания этого был мучительным.

Совет 2. Проси помощи
Во время первой учебы у меня практически не возникало необходимости просить о помощи. Во время обучения в магистратуре сложные моменты возникают регулярно. Однако, то ли по причине отсутствия опыта просить о помощи, то ли по иным психологическим причинам (страх показаться отстающим?) мне также потребовалось некоторое время и славный пример моих 22−23-летних одногруппников, чтобы начать активно реализовывать эту свою потребность. Поэтому, совет — не стесняйтесь просить о помощи.

Мой личный вывод относительно изменения образования за 10 лет: если раньше мой фокус был на том, чтобы «знать информацию», то теперь ее объемы таковы, что главное «знать, где найти информацию». И так как путей для поиска очень много, не следует пренебрегать помощью и знаниями тех, кто уже нашел хороший источник.
  • Владислав Кузнецов
    студент второго курса программы «Программирование и искусственный интеллект»
У меня довольно плавно произошел переход из бакалавриата в магистратуру, так что проблем я вообще никаких не наблюдал. Если бы я так же (магическим образом) поступил в магистратуру, минуя бакалавриат, то сделал бы те же ошибки — в планировании. То есть, без четкого плана о том, как учиться (что делать сегодня вечером, какие именно задания выполнять и так далее) было довольно сложно, так как приходилось хвататься за все подряд, и по итогу нигде не преуспевать. После неудачного первого семестра бакалавриата я научился распределять время так, что у меня было расписано, как и чем я буду заниматься в определенный момент, я начал гораздо лучше учиться, и по сей день предпочитаю планировать все, что бы ни было у меня в учебе. Например, даже просто где-то записанное напоминание о том, что в среду нужно сделать домашнее задание по дискретной математике уже могло «спасти» от того, что я начну делать одновременно и задание по линейной алгебре и так далее. Вероятно, звучит довольно банально, но возможно именно из-за того, что это банально, люди могут забыть об этом, и точно так же, как и я, делать все подряд и ничего не успевать.